Поиск
Последние темы
Социальные закладки
Поместите адрес форума Водномоторник - Тюменский портал на вашем сайте социальных закладок (social bookmarking)
Народные приметы
Участников: 2
Страница 11 из 13
Страница 11 из 13 • 1, 2, 3 ... 10, 11, 12, 13
Re: Народные приметы
1 Мая -
КОЗЬМА ОГОРОДНИК
КОЗЬМА ОГОРОДНИК, ИВАН-ВОИН
Крестьяне молились святому Иоанну, память которого отмечается в
этот день, о защите от всяких бед и напастей.
Верили: если обворованный человек отслужит Иоанну в этот
день молебен,
то найдутся воры. Прежде служения молебна обычно
предлагали
подозреваемому в воровстве человеку признаться в содеянном. Не
признаются
— приступали к ворожбе. Колдун или ворожея брали Псалтирь,
перелистывали его и били ножом в середину каждого листа, как
будто бы ища указаний на
вора. Потом вдруг останавливались и восклицали: «Да вот же
он — или она!» Если ворожея
указала на человека, а он стал отнекиваться, то надо было
заставить его поклясться в своей невиновности Иваном Воином.
Народ верил, что, если человек поклялся, а сам виновен, святой
Иоанн непременно его покарает.
Это кукушкин день: она начинает куковать в лесах и
рощах.
Кукушка закуковала — пора сеять лен.
Кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку.
Кого кукушка закукует голодного (натощак), тот осенью не закармливает
скотины, иначе она всю зиму будет голодна.
Кукушка летает по деревне — к пожару.
В этот день сеют морковь и свеклу.
Надо сказать, что традиционно посадкой и прополкой овощей занимались
на Руси только женщины. Считалось, что все, что мужик посадит, в
цвет
пойдет, а плода не даст.
Пред посевом выходили утром к обетным студенцам (заветным ключам)
для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросали
медные
деньги на дно ключей.
По другому поверью, семена полагалось смачивать речной водой в
продолжение трех утренних зорей. При этом была необходима
скрытность,
иначе урожай будет худой. Завистливый глаз здесь много вредит.
Говорили: «Чужой глаз
завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом
съест!» А вот если сам хоть
одно семечко из приготовленных к посадке семян съешь —
весь урожай червяк пожрет!
Копали гряды, приговаривая: «Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у
избы землю вскопал».
На Козьму — сей
морковь и свеклу.
Козьма семя
овощей сберег от вьюговеев, а потом сбережет от сухостоев, в
земле упрячет.
КОЗЬМА ОГОРОДНИК
КОЗЬМА ОГОРОДНИК, ИВАН-ВОИН
Крестьяне молились святому Иоанну, память которого отмечается в
этот день, о защите от всяких бед и напастей.
Верили: если обворованный человек отслужит Иоанну в этот
день молебен,
то найдутся воры. Прежде служения молебна обычно
предлагали
подозреваемому в воровстве человеку признаться в содеянном. Не
признаются
— приступали к ворожбе. Колдун или ворожея брали Псалтирь,
перелистывали его и били ножом в середину каждого листа, как
будто бы ища указаний на
вора. Потом вдруг останавливались и восклицали: «Да вот же
он — или она!» Если ворожея
указала на человека, а он стал отнекиваться, то надо было
заставить его поклясться в своей невиновности Иваном Воином.
Народ верил, что, если человек поклялся, а сам виновен, святой
Иоанн непременно его покарает.
Это кукушкин день: она начинает куковать в лесах и
рощах.
Кукушка закуковала — пора сеять лен.
Кукушка кукует на сухом дереве — к заморозку.
Кого кукушка закукует голодного (натощак), тот осенью не закармливает
скотины, иначе она всю зиму будет голодна.
Кукушка летает по деревне — к пожару.
В этот день сеют морковь и свеклу.
Надо сказать, что традиционно посадкой и прополкой овощей занимались
на Руси только женщины. Считалось, что все, что мужик посадит, в
цвет
пойдет, а плода не даст.
Пред посевом выходили утром к обетным студенцам (заветным ключам)
для смачивания семян и, в надежде на будущий урожай, бросали
медные
деньги на дно ключей.
По другому поверью, семена полагалось смачивать речной водой в
продолжение трех утренних зорей. При этом была необходима
скрытность,
иначе урожай будет худой. Завистливый глаз здесь много вредит.
Говорили: «Чужой глаз
завистлив, а зависть, что ржавчина — весь урожай поедом
съест!» А вот если сам хоть
одно семечко из приготовленных к посадке семян съешь —
весь урожай червяк пожрет!
Копали гряды, приговаривая: «Пришел Козьма — заглянул в погреба, лопату взял — у
избы землю вскопал».
На Козьму — сей
морковь и свеклу.
Козьма семя
овощей сберег от вьюговеев, а потом сбережет от сухостоев, в
земле упрячет.
Re: Народные приметы
3 Мая -
ОКЛИКАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ОКЛИКАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
ФЕДОР НЕВОДНИК
На Руси верили, что в этот день покойники скорбят о прежней своей
жизни и желают повидаться с родными. Рано утром только пожилые
женщины
и старухи выходят на могилы и с причитанием окликают
родителей:
«Родненькие
наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого,
не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам,
родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али
вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым
детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие,
встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как
мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие,
опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не
цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках.
Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из
своих домков да потешьте словом ласковым».
Этот день был очень важных и для всех, кто был занят рыбным промыслом.
Ловить рыбу и забрасывать сеть в этот день — большой грех.
Примерно в это время плотва мечет икру. Примечают: если она разойдется
через три-четыре дня, то сеять нынешней весной надо пораньше, а
если рыбы вместе останутся
неделю, а то и больше, то сеять надо попозже. Однако старались
сеять все-таки пораньше. Говорили: «Ранний посев к позднему
занимать не ходит», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь».
ОКЛИКАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ОКЛИКАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ,
ФЕДОР НЕВОДНИК
На Руси верили, что в этот день покойники скорбят о прежней своей
жизни и желают повидаться с родными. Рано утром только пожилые
женщины
и старухи выходят на могилы и с причитанием окликают
родителей:
«Родненькие
наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого,
не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам,
родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али
вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым
детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие,
встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как
мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие,
опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не
цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках.
Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из
своих домков да потешьте словом ласковым».
Этот день был очень важных и для всех, кто был занят рыбным промыслом.
Ловить рыбу и забрасывать сеть в этот день — большой грех.
Примерно в это время плотва мечет икру. Примечают: если она разойдется
через три-четыре дня, то сеять нынешней весной надо пораньше, а
если рыбы вместе останутся
неделю, а то и больше, то сеять надо попозже. Однако старались
сеять все-таки пораньше. Говорили: «Ранний посев к позднему
занимать не ходит», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь».
Re: Народные приметы
10 Мая -
СЕМЕН РАНОПАШЕЦ
СЕМЕН РАНОПАШЕЦ
Как уже понятно из названия этого дня, почти повсюду в России уже началась
ранняя вспашка полей.
Во всю идут работы на огородах и в садах.
Иначе хлеб не
сеяли, как при теплой погоде, клали обе руки на землю и
замечали, что если земля тепла, то уже нет никакой опасности для
посева. Холодная земля сама говорит, что она в глубине еще не оттаяла и что
будущий рост легко уничтожится в самом зародыше.
СЕМЕН РАНОПАШЕЦ
СЕМЕН РАНОПАШЕЦ
Как уже понятно из названия этого дня, почти повсюду в России уже началась
ранняя вспашка полей.
Во всю идут работы на огородах и в садах.
Иначе хлеб не
сеяли, как при теплой погоде, клали обе руки на землю и
замечали, что если земля тепла, то уже нет никакой опасности для
посева. Холодная земля сама говорит, что она в глубине еще не оттаяла и что
будущий рост легко уничтожится в самом зародыше.
Re: Народные приметы
12 Мая -
МЕМНОН
МЕМНОН
Этот день считается днем целителей и исцелений. К Мемному Чудотворцу
обращались с просьбой излечить от болезней.
Знахари в основном лечили русский народ молитвами, заговорами и травами.
В русском народе бытовала легенда, что, когда Бог пожелал сотворить
человека, то начертил на песке его фигуру, а дьявол подошел и
сделал на ней 77 ран-дырок.
Тогда Бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а Я создам 11 трав
для излечения их». Точно также верили, что всякий человек
может иметь 77 недугов и от
каждого из них есть целебная трава. В соответствии с народным
убеждением, существуют и травы, помогающие от всех 77 недугов.
В древности существовали специальные «Травники», которыми
и в наши дни пользуются
народные целители. Но для того чтобы, травы имели надлежащую
целебную силу, надо собирать их умеючи — в определенное время,
с соблюдением известных условий и обрядов.
МЕМНОН
МЕМНОН
Этот день считается днем целителей и исцелений. К Мемному Чудотворцу
обращались с просьбой излечить от болезней.
Знахари в основном лечили русский народ молитвами, заговорами и травами.
В русском народе бытовала легенда, что, когда Бог пожелал сотворить
человека, то начертил на песке его фигуру, а дьявол подошел и
сделал на ней 77 ран-дырок.
Тогда Бог сказал: «Ты сделал 77 ран, а Я создам 11 трав
для излечения их». Точно также верили, что всякий человек
может иметь 77 недугов и от
каждого из них есть целебная трава. В соответствии с народным
убеждением, существуют и травы, помогающие от всех 77 недугов.
В древности существовали специальные «Травники», которыми
и в наши дни пользуются
народные целители. Но для того чтобы, травы имели надлежащую
целебную силу, надо собирать их умеючи — в определенное время,
с соблюдением известных условий и обрядов.
Re: Народные приметы
13 Мая - Яков
Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то
лето будет
грозное и теплое, изобильное.
В этот день никогда не должно выезжать в дальний путь,
не искупавшись
наперед в воде из мартовского снега. Крестьяне верили, что с
этого дня будто бы в чужих
сторонах начинают бродить тощие, заморенные весенние
болезни и что без мартовской воды путешественнику нет от них
спасения. По понятиям
народа, весенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до
оттепелей. Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда
весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на
неосторожных. Один
только мартовский снег спасает от их нападений.
С Якова (30 апреля старого стиля) прекращали всякое
сватовство. Наступающий май месяц очень «невыгоден» для
новобрачных. Всякое
предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже
зазорным. Худая
бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что
есть люди, помышляющие в это
время о свадьбе. В старину строго держались этой
приметы.
Наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом,
ясном
небе, то лето должно было быть ясным и ведренным.
Если вечером взойдут звезды и подует с юга теплый ветер, то
лето будет
грозное и теплое, изобильное.
В этот день никогда не должно выезжать в дальний путь,
не искупавшись
наперед в воде из мартовского снега. Крестьяне верили, что с
этого дня будто бы в чужих
сторонах начинают бродить тощие, заморенные весенние
болезни и что без мартовской воды путешественнику нет от них
спасения. По понятиям
народа, весенние болезни на зиму запираются в снежные горы, где сидят всю зиму до
оттепелей. Когда солнце отогреет землю, растает снег, тогда
весенние болезни разбегаются по белому свету и нападают на
неосторожных. Один
только мартовский снег спасает от их нападений.
С Якова (30 апреля старого стиля) прекращали всякое
сватовство. Наступающий май месяц очень «невыгоден» для
новобрачных. Всякое
предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже
зазорным. Худая
бы молва пронеслась о том семействе, когда прослышат соседи, что
есть люди, помышляющие в это
время о свадьбе. В старину строго держались этой
приметы.
Наблюдали в этот день восход солнца. Если оно восходило на чистом,
ясном
небе, то лето должно было быть ясным и ведренным.
Re: Народные приметы
16 Мая -
ИОВ ОГУРЕЧНИК
ИОВ ОГУРЕЧНИК, МАВРА-ЗЕЛЕНЫЕЩИ,
МАРФА РАССАДНИЦА
Иов росы
распустил.
Большая роса — к обилию огурцов.
Ясный день — хороший урожай огурцов.
Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю.
Святая угодница Марфа известна в русском народе под именем Рассад-ницы,
так как в этот день сажали рассаду молодой капусты и засевают
огороды.
Иногда рассаду окропляли святой водой, чтобы защитить ее от
гусениц и тли, а иногда после
посадки просто говорили: «Господи, благослови, дай урожая!»
При пересадке
рассады не едят хлеба, чтобы куры не выклевали.
Капусту в
четверг не сажают, чтобы черви не поточили.
Сея капусту принять было пересыпать зерна из руки в руку, иначе, как
верили в
народе, уродится не капуста, а брюква.
Еще Мавру
называют в народе Молочной потому, что в это время коровы,
наевшиеся сладкой и сочной майской травы, приносят самое вкусное
и густое молоко.
Пастухи варят в поле мавринскую молочную кашу, которая считается самой вкусной и
дарующей здоровье.
О той же
мученице говорят: «Мавра зеленые щи», ибо в это время на
огородах появляется
молодая зелень. В этот день говорили: «Зелень-зеле-ница,
крапива-царица».
Крапива
многолетнее травянистое растение из семейства крапивных высотой
1 м и более. В жгучих волосках ее содержится кислота, которая
при уколе таким волоском изливается в ранку, вызывая сильное
жжение.
Это
распространенное сорное растение можно встретить повсюду: по
сырым тенистым лесам, в садах, вблизи жилья, по берегам рек, в
оврагах, на пустырях.
Ранней весной крапива содержит аскорбиновой кислоты в 2 раза больше, чем
апельсины и лимоны, а каротина в ней столько же, сколько в моркови.
20 г листьев ее содержат суточную норму потребности организма в
витамине А. Молодые побеги и листья крапивы содержат также
витамин К, хлорофилл,
фитонциды, соли железа, кальция, калия и с успехом могут быть
использованы для варки зеленых щей, приготовления салатов, пюре.
Из нее также
приготавливают самые разнообразные лекарственные
чаи. В народной медицине считали, что крапива, не издающая дурного запаха,
может исцелить подагру и астму.
Собранная в определенная время и носимая при себе, крапива дарует
мужество. Если положить крапиву в мочу больного и если через
сутки она останется
зеленой, то больной выздоровеет.
Отвар из семян
крапивы является хорошим противоядием при отравлении грибами.
А зеленые щи из верхушек молодой крапивы (пригоршня на литр воды) помогают при
малокровии.
Крапивой
натирали онемевшие части тела с целью вызвать прилив крови к
больному месту.
В старинных магических книгах крапива символизирует разврат, потому
что растертые в порошок семена крапивы, добавленные в вино,
«вызывают
похоть».
ИОВ ОГУРЕЧНИК
ИОВ ОГУРЕЧНИК, МАВРА-ЗЕЛЕНЫЕЩИ,
МАРФА РАССАДНИЦА
Иов росы
распустил.
Большая роса — к обилию огурцов.
Ясный день — хороший урожай огурцов.
Большая роса утром — к хорошей погоде, нет росы — к дождю.
Святая угодница Марфа известна в русском народе под именем Рассад-ницы,
так как в этот день сажали рассаду молодой капусты и засевают
огороды.
Иногда рассаду окропляли святой водой, чтобы защитить ее от
гусениц и тли, а иногда после
посадки просто говорили: «Господи, благослови, дай урожая!»
При пересадке
рассады не едят хлеба, чтобы куры не выклевали.
Капусту в
четверг не сажают, чтобы черви не поточили.
Сея капусту принять было пересыпать зерна из руки в руку, иначе, как
верили в
народе, уродится не капуста, а брюква.
Еще Мавру
называют в народе Молочной потому, что в это время коровы,
наевшиеся сладкой и сочной майской травы, приносят самое вкусное
и густое молоко.
Пастухи варят в поле мавринскую молочную кашу, которая считается самой вкусной и
дарующей здоровье.
О той же
мученице говорят: «Мавра зеленые щи», ибо в это время на
огородах появляется
молодая зелень. В этот день говорили: «Зелень-зеле-ница,
крапива-царица».
Крапива
многолетнее травянистое растение из семейства крапивных высотой
1 м и более. В жгучих волосках ее содержится кислота, которая
при уколе таким волоском изливается в ранку, вызывая сильное
жжение.
Это
распространенное сорное растение можно встретить повсюду: по
сырым тенистым лесам, в садах, вблизи жилья, по берегам рек, в
оврагах, на пустырях.
Ранней весной крапива содержит аскорбиновой кислоты в 2 раза больше, чем
апельсины и лимоны, а каротина в ней столько же, сколько в моркови.
20 г листьев ее содержат суточную норму потребности организма в
витамине А. Молодые побеги и листья крапивы содержат также
витамин К, хлорофилл,
фитонциды, соли железа, кальция, калия и с успехом могут быть
использованы для варки зеленых щей, приготовления салатов, пюре.
Из нее также
приготавливают самые разнообразные лекарственные
чаи. В народной медицине считали, что крапива, не издающая дурного запаха,
может исцелить подагру и астму.
Собранная в определенная время и носимая при себе, крапива дарует
мужество. Если положить крапиву в мочу больного и если через
сутки она останется
зеленой, то больной выздоровеет.
Отвар из семян
крапивы является хорошим противоядием при отравлении грибами.
А зеленые щи из верхушек молодой крапивы (пригоршня на литр воды) помогают при
малокровии.
Крапивой
натирали онемевшие части тела с целью вызвать прилив крови к
больному месту.
В старинных магических книгах крапива символизирует разврат, потому
что растертые в порошок семена крапивы, добавленные в вино,
«вызывают
похоть».
Re: Народные приметы
17 Мая - ПЕЛАГИЯ ЗАСТУПНИЦА
ПЕЛАГИЯ ЗАСТУПНИЦА
Святая Пелагия в народе считалась заступницей птиц и невинных девиц.
К ней обращались за поддержкой и помощью невинно обиженные.
Вечером этого дня опытные огородники выносили в огород надтреснутый
горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили
горшок на самую середину грядки. Крестьяне верили, что так они отпугнут
нечистую силу и разных огородных вредителей.
ПЕЛАГИЯ ЗАСТУПНИЦА
Святая Пелагия в народе считалась заступницей птиц и невинных девиц.
К ней обращались за поддержкой и помощью невинно обиженные.
Вечером этого дня опытные огородники выносили в огород надтреснутый
горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили
горшок на самую середину грядки. Крестьяне верили, что так они отпугнут
нечистую силу и разных огородных вредителей.
Re: Народные приметы
18 Мая - АРИНА РАССАДНИЦА
АРИНА РАССАДНИЦА, АРИНА КАПУСТНИЦА, АРИНА ЛОПАТНИЦА
На Ирину худая трава из поля вон: выжигают покосы,
луга.
В этот день начинают рассаживать по грядам рассаду. Хозяйки с вечера
еще выносили на гряды горшок, клали в него крапиву с корнем и
ставили
вверх дном на середовую (среднюю) гряду. При посадке рассады
приговаривали:
«Не будь голенаста, а будь пузаста; не буди пустая, а будь
тугая;
не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не
будь мала, а будь велика».
Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали крапиву
и говорили: «Крапиву — чертям, а капусту — нам!»
В других краях России одну «капустинку» прикрывали горшком и присаживали
к ней под горшок еще одну луковку. Горшок обвивали венком,
принесенным из церкви на Троицу. Это должно было обеспечить
хороший рост капусте.
АРИНА РАССАДНИЦА, АРИНА КАПУСТНИЦА, АРИНА ЛОПАТНИЦА
На Ирину худая трава из поля вон: выжигают покосы,
луга.
В этот день начинают рассаживать по грядам рассаду. Хозяйки с вечера
еще выносили на гряды горшок, клали в него крапиву с корнем и
ставили
вверх дном на середовую (среднюю) гряду. При посадке рассады
приговаривали:
«Не будь голенаста, а будь пузаста; не буди пустая, а будь
тугая;
не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не
будь мала, а будь велика».
Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали крапиву
и говорили: «Крапиву — чертям, а капусту — нам!»
В других краях России одну «капустинку» прикрывали горшком и присаживали
к ней под горшок еще одну луковку. Горшок обвивали венком,
принесенным из церкви на Троицу. Это должно было обеспечить
хороший рост капусте.
Re: Народные приметы
23 Мая - СИМОН ПОСЕВ
СИМОН ПОСЕВ, СИМОН-ГУЛИМОН
В день памяти святого Симона Зилота наши предки праздновали
именины
Матушки Сырой Земли.
Они с большим благоговением смотрели на
землю как на общую мать и кормилицу человечества. Предкам нашим
она представлялась не бездушным предметом, а «живой тварью»,
которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой
русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому
поселяне наши, желая достойно почтить именинницу, не берутся в
этот день ни за какую земляную работу, не пашут, не боронят, не роют и особенно
оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя.
В день апостола Симона Зилота ищут клады и верят, что
искателям особенно
помогает апостол Зилот. Слово «Зилот» в украинском языке
созвучно слову «зилье», т. е. зелье, и золоту.
Клады на Руси,
как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и
«потайней». Заклинали клад, чтоб чужом человеку в руки не
давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на
определенного человека и
оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали
клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется
тому, кто «будет из числа
пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц».
Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в
руки тридцать первому его искателю.
На Симона
Зилота собирают зелья у болота, копают коренья на
зельях.
Но для того чтобы, травы имели надлежащую целебную силу, надо собирать
их умеючи — в определенное время, с соблюдением известных условий
и обрядов.
Человек, намеревающийся собирать травы, должен соблюдать телесную чистоту,
поэтому он обыкновенно моется в бане и надевает чистое белье.
Некоторые, особенно целебные и священные травы, не срываются даже
прямо руками, а через чистые платы и рушники
А как станешь рвать, то надо попросить Матушку Сырую Землю, чтобы
она благословила нарвать с себя трав всякого надобья, надо
ничком
упасть на матушку, сырую землю и молвить такие речи:
Гой, Земля ecu Сырая, Земля Матерая, Матерь нам
ecu родная, Всех нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих дитей, Зелий
ecu народила И злак всякий напоила, — Польгой беса отгоняти И в болезнях
помогати. Повели с себя урвати Разных
надобьев, угодьев Ради польги на живот
Кроме этой молитвы земле, при срывании известных трав, читают еще трижды молитвы
"Отче наш" или "Богородицу".
Собирать травы надо одному — так, чтобы и близко никого не было.
Не всякая трава, хотя бы она и обладала известными целебными свойствами,
пригодна для лечения. Так, по поверью крестьян, некоторые растения
становятся целебными только тогда, когда их окропит Иванова роса
(т. е. со дня Ивана Купала).
Очень важно и время сбора, как мы уже говорили выше. Так, собирать
белоцветку одномесячную (Anemone Altaica Fisc.) и прострел (Puisatilla patens Mill.)
надо обязательно, пока их "не окуковала кукушка".
Копытник (Asarum europaeum) собирается лишь тот, у которого
пуговки (плоды или цветы) смотрят на восток, а если на север, то его обходят.
Корень Христов (Aconitum septentrionale), слывущий за растение, укрывшее
под своими листьями Христа от воинов Ирода, берут только истыканный,
гладкий же считается «смертельным».
Иные травы срываются так, чтобы на них не ложилась тень.
Синий зверобой (Campanula cervicaria), отвар которого женщины
пьют, чтобы "золотник (матка) не маял , стараются отыскивать там, где не
слышно петушиного пения, ибо целительная сила, по мнению повитух, есть
только в экземплярах, выросших вдали от пения петуха.
Действие одного и того же средства может быть различно, смотря по способу его
добывания. В Минской губернии вишневая кора употреблялась
при расстройстве менструаций с такими объяснениями: кора, снятая
сверху вниз, уменьшает и останавливает кровотечение, а содранная
снизу вверх — усиливает и вызывает «крови». Крестьяне употребляли сок из коры
бузины и как рвотное, и как слабительное, потому что если кора соскабливается утром
(перед или вскоре после восхода солнца) и при том снизу вверх, по длине корня, то
выжатый сок производит рвоту, а при соскабливании
наоборот — сверху вниз сок послабляет.
Собранные целебные травы связываются в пучки и высушиваются где-нибудь
на подволоке, чердаке, "на вольном воздухе".
СИМОН ПОСЕВ, СИМОН-ГУЛИМОН
В день памяти святого Симона Зилота наши предки праздновали
именины
Матушки Сырой Земли.
Они с большим благоговением смотрели на
землю как на общую мать и кормилицу человечества. Предкам нашим
она представлялась не бездушным предметом, а «живой тварью»,
которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой
русской пословице, «всяка душа празднику рада», и потому
поселяне наши, желая достойно почтить именинницу, не берутся в
этот день ни за какую земляную работу, не пашут, не боронят, не роют и особенно
оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить ее покоя.
В день апостола Симона Зилота ищут клады и верят, что
искателям особенно
помогает апостол Зилот. Слово «Зилот» в украинском языке
созвучно слову «зилье», т. е. зелье, и золоту.
Клады на Руси,
как правило, закапывали в землю и хоронили их как можно лучше и
«потайней». Заклинали клад, чтоб чужом человеку в руки не
давался, а иногда при помощи заговора завещали клад на
определенного человека и
оставляли ему указания, как найти спрятанное. Частенько зарывали
клад на «столько-то голов». Это означало, что клад достанется
тому, кто «будет из числа
пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц».
Например, если клад заговорен на тридцать голов, то он дастся в
руки тридцать первому его искателю.
На Симона
Зилота собирают зелья у болота, копают коренья на
зельях.
Но для того чтобы, травы имели надлежащую целебную силу, надо собирать
их умеючи — в определенное время, с соблюдением известных условий
и обрядов.
Человек, намеревающийся собирать травы, должен соблюдать телесную чистоту,
поэтому он обыкновенно моется в бане и надевает чистое белье.
Некоторые, особенно целебные и священные травы, не срываются даже
прямо руками, а через чистые платы и рушники
А как станешь рвать, то надо попросить Матушку Сырую Землю, чтобы
она благословила нарвать с себя трав всякого надобья, надо
ничком
упасть на матушку, сырую землю и молвить такие речи:
Гой, Земля ecu Сырая, Земля Матерая, Матерь нам
ecu родная, Всех нас породила И угодьем наделила; Ради нас, своих дитей, Зелий
ecu народила И злак всякий напоила, — Польгой беса отгоняти И в болезнях
помогати. Повели с себя урвати Разных
надобьев, угодьев Ради польги на живот
Кроме этой молитвы земле, при срывании известных трав, читают еще трижды молитвы
"Отче наш" или "Богородицу".
Собирать травы надо одному — так, чтобы и близко никого не было.
Не всякая трава, хотя бы она и обладала известными целебными свойствами,
пригодна для лечения. Так, по поверью крестьян, некоторые растения
становятся целебными только тогда, когда их окропит Иванова роса
(т. е. со дня Ивана Купала).
Очень важно и время сбора, как мы уже говорили выше. Так, собирать
белоцветку одномесячную (Anemone Altaica Fisc.) и прострел (Puisatilla patens Mill.)
надо обязательно, пока их "не окуковала кукушка".
Копытник (Asarum europaeum) собирается лишь тот, у которого
пуговки (плоды или цветы) смотрят на восток, а если на север, то его обходят.
Корень Христов (Aconitum septentrionale), слывущий за растение, укрывшее
под своими листьями Христа от воинов Ирода, берут только истыканный,
гладкий же считается «смертельным».
Иные травы срываются так, чтобы на них не ложилась тень.
Синий зверобой (Campanula cervicaria), отвар которого женщины
пьют, чтобы "золотник (матка) не маял , стараются отыскивать там, где не
слышно петушиного пения, ибо целительная сила, по мнению повитух, есть
только в экземплярах, выросших вдали от пения петуха.
Действие одного и того же средства может быть различно, смотря по способу его
добывания. В Минской губернии вишневая кора употреблялась
при расстройстве менструаций с такими объяснениями: кора, снятая
сверху вниз, уменьшает и останавливает кровотечение, а содранная
снизу вверх — усиливает и вызывает «крови». Крестьяне употребляли сок из коры
бузины и как рвотное, и как слабительное, потому что если кора соскабливается утром
(перед или вскоре после восхода солнца) и при том снизу вверх, по длине корня, то
выжатый сок производит рвоту, а при соскабливании
наоборот — сверху вниз сок послабляет.
Собранные целебные травы связываются в пучки и высушиваются где-нибудь
на подволоке, чердаке, "на вольном воздухе".
Re: Народные приметы
24 Мая -МОКИЙ МОКРЫЙ
МОКИЙ МОКРЫЙ
Праздник Обновления Царьграда сделался для русского
народа праздником умилостивления царя (повелителя) града,
поэтому в этот день крестьяне особенно боялся приниматься за
какую-либо работу из-за страха, что за этот грех град выбьет засеянные поля.
Считалось, что, если во время града выкинуть помело в окно, то град непременно пройдет.
24 мая
празднуется еще Церковью память священномученика Мокия,
который слывет в простонародье Мокрым по созвучию слов: «мокрый» и
«Мокий». В этот день часто бывают дожди.
Мокий считался указчиком погоды на все лето: если этот день будет
дождливый, то и все лето будет мокрое. Если восход солнца был багровым,
то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в
этот день туманы означают также сырое лето.
МОКИЙ МОКРЫЙ
Праздник Обновления Царьграда сделался для русского
народа праздником умилостивления царя (повелителя) града,
поэтому в этот день крестьяне особенно боялся приниматься за
какую-либо работу из-за страха, что за этот грех град выбьет засеянные поля.
Считалось, что, если во время града выкинуть помело в окно, то град непременно пройдет.
24 мая
празднуется еще Церковью память священномученика Мокия,
который слывет в простонародье Мокрым по созвучию слов: «мокрый» и
«Мокий». В этот день часто бывают дожди.
Мокий считался указчиком погоды на все лето: если этот день будет
дождливый, то и все лето будет мокрое. Если восход солнца был багровым,
то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами. Случившиеся в
этот день туманы означают также сырое лето.
Re: Народные приметы
25 Мая - ЕПИФАН
ЕПИФАН, РЯБИНОВКА
Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки
— к окончанию заморозков.
Листья и цветы кувшинки считалось помогающим от судорог и
головокружения,
а корневище растения — от отсутствия аппетита. Лечение
производилось не столько приемами внутрь, сколько подвешиванием
у кровати больного. При этом, для
приготовления всех этих лекарств, рекомендовалось
обходиться с растением с особенными предосторожностями: срывать
его
только к ночи, сушит в тени на северной стороне и непременно в
висячем положении,
так как иначе лекарство не поможет
Да и вообще, собирая цветы кувшинки с лечебной целью, надо было
поступать совсем иначе, чем с другими цветами: рвать в известные
лишь часы, заткнув уши и обратившись к ним предварительно с
ласковыми словами. Поговорив таким образом, следовало внезапно
протянуть руку и сорвать цветок.
Отрезать же серпом, ножом или вообще чем-то острым было строжайше
запрещено, так как иначе стебель начнет истекать кровью, ведь в
кувшинки превращались русалки, и отрезавший будет
преследоваться тяжелыми
снами или даже будет втянут в воду возмущенными таким поступком
другими водяными девами.
Цветы белых
кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это
грозило гибелью всего домашнего скота.
Кувшинку наши
предки называли "одолень— травой". Название это, как считается,
произошло от слова "одолевать". Считалось, что водяные
лилии могут одолевать
нечистую силу и недуги. "Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном
травнике: — тот вельми талант себе обрящет".
Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Кроме
того, отвар кувшинки считался у них любовным напитком, способным пробуждать
нежные чувства в сердце жестоких красавиц; а с корневищем пастухи
обходили поле, чтобы ни одна скотина не пропала.
Ему же славяне приписывали важное предохранительное
значение во
время путешествий. Всякий, кто отправлялся на чужбину (особенно
торговый
человек), должен был запастись этой травой и произести следующий
заговор: "Еду я во чистом
поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я
тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра
земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень-трава!
Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не
мыслили, отгони ты
чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы
низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и
колоды!.. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во
всем пути и во всей дороженьке».
Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой
защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках
перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала
найти путь к дому из леса.
Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине
и просили
ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот
день
утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много
пожаров.
ЕПИФАН, РЯБИНОВКА
Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки
— к окончанию заморозков.
Листья и цветы кувшинки считалось помогающим от судорог и
головокружения,
а корневище растения — от отсутствия аппетита. Лечение
производилось не столько приемами внутрь, сколько подвешиванием
у кровати больного. При этом, для
приготовления всех этих лекарств, рекомендовалось
обходиться с растением с особенными предосторожностями: срывать
его
только к ночи, сушит в тени на северной стороне и непременно в
висячем положении,
так как иначе лекарство не поможет
Да и вообще, собирая цветы кувшинки с лечебной целью, надо было
поступать совсем иначе, чем с другими цветами: рвать в известные
лишь часы, заткнув уши и обратившись к ним предварительно с
ласковыми словами. Поговорив таким образом, следовало внезапно
протянуть руку и сорвать цветок.
Отрезать же серпом, ножом или вообще чем-то острым было строжайше
запрещено, так как иначе стебель начнет истекать кровью, ведь в
кувшинки превращались русалки, и отрезавший будет
преследоваться тяжелыми
снами или даже будет втянут в воду возмущенными таким поступком
другими водяными девами.
Цветы белых
кувшинок также не следовало никогда приносит в дом, так как это
грозило гибелью всего домашнего скота.
Кувшинку наши
предки называли "одолень— травой". Название это, как считается,
произошло от слова "одолевать". Считалось, что водяные
лилии могут одолевать
нечистую силу и недуги. "Кто найдет одолень-траву, — говорится в одном
травнике: — тот вельми талант себе обрящет".
Отваром одоленя предки наши лечили зубные боли и отравы. Кроме
того, отвар кувшинки считался у них любовным напитком, способным пробуждать
нежные чувства в сердце жестоких красавиц; а с корневищем пастухи
обходили поле, чтобы ни одна скотина не пропала.
Ему же славяне приписывали важное предохранительное
значение во
время путешествий. Всякий, кто отправлялся на чужбину (особенно
торговый
человек), должен был запастись этой травой и произести следующий
заговор: "Еду я во чистом
поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Не я
тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра
земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень-трава!
Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не
мыслили, отгони ты
чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы
низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и
колоды!.. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во
всем пути и во всей дороженьке».
Другим, не менее сильным оберегом, была рябина, которая обладала силой
защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках
перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябина помогала
найти путь к дому из леса.
Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине
и просили
ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот
день
утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много
пожаров.
Re: Народные приметы
26 Мая - РЬЯ КОМАРНИЦА
ЛУКЕРЬЯ КОМАРНИЦА, ЛУКЕРЬЯ ГРЕЧИШНИЦА
В этот день появляются комары вместе с теплым ветром.
Наш народ
думал, что комары осенью уносятся ветрами на теплые моря и
весной опять приносятся на
Русь, где всего урождается вдоволь на все души.
Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов,
много мошек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22
июня убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после
летнего солнцестояния — комариное племя
на дюжину убавиться.
На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в
этот день,
называют Гречкосейкой, так как в этот день там производится
первый сев гречи,
так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, «разве в седьмой год, а сеется для цвета, на
поживу пчелам, для пташки Божией».
Родина гречихи — Гималаи. Там ее начали разводить 4 000 лет тому назад.
Оттуда она попала в Китай и Среднюю Азию, а затем — в
Средиземноморье.
На Русь ее впервые привезли греки, почему наши предки и стали
называть ее «греческим
злаком» — гречкой. По легенде же, она попала на Русь совсем другим путем.
Мудрая старушка-ведунья превратила в гречневое зерно
царевну, попавшую в плен к татарам, принесли ее домой на Русь
и бросила в родную землю. Из этого зерна и выросла гречиха и рассеялась по всему миру.
ЛУКЕРЬЯ КОМАРНИЦА, ЛУКЕРЬЯ ГРЕЧИШНИЦА
В этот день появляются комары вместе с теплым ветром.
Наш народ
думал, что комары осенью уносятся ветрами на теплые моря и
весной опять приносятся на
Русь, где всего урождается вдоволь на все души.
Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов,
много мошек — готовь по грибы лукошек. Если с этого дня и по 22
июня убьешь комара — их прибавится дюжина, а если убьешь после
летнего солнцестояния — комариное племя
на дюжину убавиться.
На Украине святую Гликерию, память которой празднуется в
этот день,
называют Гречкосейкой, так как в этот день там производится
первый сев гречи,
так называемой «маевки», которая редко бывает урожайной на зерно, «разве в седьмой год, а сеется для цвета, на
поживу пчелам, для пташки Божией».
Родина гречихи — Гималаи. Там ее начали разводить 4 000 лет тому назад.
Оттуда она попала в Китай и Среднюю Азию, а затем — в
Средиземноморье.
На Русь ее впервые привезли греки, почему наши предки и стали
называть ее «греческим
злаком» — гречкой. По легенде же, она попала на Русь совсем другим путем.
Мудрая старушка-ведунья превратила в гречневое зерно
царевну, попавшую в плен к татарам, принесли ее домой на Русь
и бросила в родную землю. Из этого зерна и выросла гречиха и рассеялась по всему миру.
Re: Народные приметы
3 - Июня: ОЛЕНИН ДЕНЬ
ОЛЕНИН ДЕНЬ, ОЛЕНА И КОНСТАНТИН,
ЕЛЕНА ЛЬНЯНИЦА, АЛЕНА - ПОЗДНИЕ ОВСЫ
В этот день начинают сеять лен. В надежде на хороший урожай льна старушки с каждой бабы собирали
по паре печеных куриных яиц и клали их тихонько в мешок с семенами.
Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, но должен был молчать — иначе ему не будет житья от
баб, и на все село прослывет озорником. Выезжая на поле, он прежде всего принимался
за завтрак и домой привозил одни только скорлупки. А еще был
другой обычай. Печеные яйца сеяльщики должны были подбросить
как можно выше — на высокий рост льна.
Говорят: «Лен с ярью не ладит». Потому-то никогда на льнищах не
сеют ярового хлеба.
На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу,
сади огурцы.
Говорили: «Алене льны, Константину огурцы», Поэтому, по традиции,
хозяйка, взяв старый и заранее припасенный лапоть, выходила на улицу и
ногой волокла лапоть на огород, а там, бросив его на грядку с огурцами,
произносила: «Как густо лапоть сей плелся, так же чтоб густо
огурцы мои заплелись!»
В этот день, чтобы были красивые и длинные волосы, девушки не
заплетали кос.
Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной.
Если 3 июнь — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.
ОЛЕНИН ДЕНЬ, ОЛЕНА И КОНСТАНТИН,
ЕЛЕНА ЛЬНЯНИЦА, АЛЕНА - ПОЗДНИЕ ОВСЫ
В этот день начинают сеять лен. В надежде на хороший урожай льна старушки с каждой бабы собирали
по паре печеных куриных яиц и клали их тихонько в мешок с семенами.
Мужик-сеяльщик, хотя бы и знал об этом заранее, но должен был молчать — иначе ему не будет житья от
баб, и на все село прослывет озорником. Выезжая на поле, он прежде всего принимался
за завтрак и домой привозил одни только скорлупки. А еще был
другой обычай. Печеные яйца сеяльщики должны были подбросить
как можно выше — на высокий рост льна.
Говорят: «Лен с ярью не ладит». Потому-то никогда на льнищах не
сеют ярового хлеба.
На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу,
сади огурцы.
Говорили: «Алене льны, Константину огурцы», Поэтому, по традиции,
хозяйка, взяв старый и заранее припасенный лапоть, выходила на улицу и
ногой волокла лапоть на огород, а там, бросив его на грядку с огурцами,
произносила: «Как густо лапоть сей плелся, так же чтоб густо
огурцы мои заплелись!»
В этот день, чтобы были красивые и длинные волосы, девушки не
заплетали кос.
Если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной.
Если 3 июнь — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.
Re: Народные приметы
6 - Июня
СВОБОРИНОЕ ДЕРЕВО
Свобориным деревом на Руси назывался шиповник. В народе
говорили:
«Шиповник цветет — румянец года ведет».
С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето.
Несмотря на
внешнюю красоту и кажущуюся хрупкость, шиповник очень хорошо
защищен от посягательств врагов. Его ветви покрыты многочисленными
шипами и выгнуты дугой. Новые побеги, отрастающие из почек по
бокам ствола, переплетаясь друг с другом, образуют непроходимые
заросли.
У славянских народов шиповник был символом молодости, красоты и
любви. О его возникновении существует очень красивая легенда. Дело
происходило на Кубани, где
одна красивая молодая казачка полюбила парня. Но и сама она
очень понравилась станичному атаману, который и похитил
девушку, а ее любимого отправил на войну. Накануне свадьбы
удалось пленнице бежать в ближайший лес, где она решила
лишить себя жизни, только бы не выходить замуж за постылого
атамана. На ее могиле вырос
красивый куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман
нашел в лес этот куст и захотел сломать ветку с прекрасными
цветками, но она мгновенно покрылась острыми шипами и ободрала руки врага в
кровь. Отказала девушку нелюбимому даже после смерти.
В стародавние времена к зацветшему кусту приходили, чтобы
избыть горечь,
успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как
старая бабка усаживала
ребятишек и сказывала им у розового куста байки, чтобы
испуг не коснулся детского сознания.
Русский народ хорошо знал целебные свойства шиповника. Потолченные
лепестки шиповника врачуют раны, вытягивают костную ломоту из
тела.
Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит
кровь. 60—70 г. отвара или
настоя из мартовских коры и почек шиповника содержат
суточную дозу аскорбиновой кислоты.
Шиповник считался дорогим лекарством и обменивался на парчу, бархат
и собольи меха. При Иване Грозном собирать шиповник отправлялись
специальные сборщик. Предназначался тот шиповник для воинов.
Девушки верили, что если умыться водой с лепестками шиповника,
то лицо станет светлым.
Заговор для красивого лица у куста шиповника.
«Я стала, благосло-вясь,
пошла, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота и во чисто
поле. В чистом поле стоит престол, на этом престоле сидит Ангел
Господень и секет, рассекает свой престол. Я подхожу к этому престолу и
корюсь, и молюсь, Господень Ангел, дойди, доступи до рабы Божьей (имя), до
Иванова плоту, до Серафимова рода и секи, рассекай, раб Божий (имя),
белое тело, ретивое сердце, горячую кровь, дай ей белое тело, ретивое
сердце, румяное лицо, что раба Божия (имя) не может жить без
хлеба-батюшки, без соли-матушки, без огня палючаго, без воды-голубушки, без
вечерней зори, без младова месяца, без Краснова солнышка,
и казалась бы я, раба Божия, всем побиляя, побелее снегу белаго,
посветляя Краснова солнышка».
СВОБОРИНОЕ ДЕРЕВО
Свобориным деревом на Руси назывался шиповник. В народе
говорили:
«Шиповник цветет — румянец года ведет».
С этого дня, по мнению русского народа, начиналось настоящее лето.
Несмотря на
внешнюю красоту и кажущуюся хрупкость, шиповник очень хорошо
защищен от посягательств врагов. Его ветви покрыты многочисленными
шипами и выгнуты дугой. Новые побеги, отрастающие из почек по
бокам ствола, переплетаясь друг с другом, образуют непроходимые
заросли.
У славянских народов шиповник был символом молодости, красоты и
любви. О его возникновении существует очень красивая легенда. Дело
происходило на Кубани, где
одна красивая молодая казачка полюбила парня. Но и сама она
очень понравилась станичному атаману, который и похитил
девушку, а ее любимого отправил на войну. Накануне свадьбы
удалось пленнице бежать в ближайший лес, где она решила
лишить себя жизни, только бы не выходить замуж за постылого
атамана. На ее могиле вырос
красивый куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Однажды атаман
нашел в лес этот куст и захотел сломать ветку с прекрасными
цветками, но она мгновенно покрылась острыми шипами и ободрала руки врага в
кровь. Отказала девушку нелюбимому даже после смерти.
В стародавние времена к зацветшему кусту приходили, чтобы
избыть горечь,
успокоить свое сознание. Едва распускал шиповник цветы, как
старая бабка усаживала
ребятишек и сказывала им у розового куста байки, чтобы
испуг не коснулся детского сознания.
Русский народ хорошо знал целебные свойства шиповника. Потолченные
лепестки шиповника врачуют раны, вытягивают костную ломоту из
тела.
Мед, сваренный на лепестках шиповника, укрепляет силы, чистит
кровь. 60—70 г. отвара или
настоя из мартовских коры и почек шиповника содержат
суточную дозу аскорбиновой кислоты.
Шиповник считался дорогим лекарством и обменивался на парчу, бархат
и собольи меха. При Иване Грозном собирать шиповник отправлялись
специальные сборщик. Предназначался тот шиповник для воинов.
Девушки верили, что если умыться водой с лепестками шиповника,
то лицо станет светлым.
Заговор для красивого лица у куста шиповника.
«Я стала, благосло-вясь,
пошла, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота и во чисто
поле. В чистом поле стоит престол, на этом престоле сидит Ангел
Господень и секет, рассекает свой престол. Я подхожу к этому престолу и
корюсь, и молюсь, Господень Ангел, дойди, доступи до рабы Божьей (имя), до
Иванова плоту, до Серафимова рода и секи, рассекай, раб Божий (имя),
белое тело, ретивое сердце, горячую кровь, дай ей белое тело, ретивое
сердце, румяное лицо, что раба Божия (имя) не может жить без
хлеба-батюшки, без соли-матушки, без огня палючаго, без воды-голубушки, без
вечерней зори, без младова месяца, без Краснова солнышка,
и казалась бы я, раба Божия, всем побиляя, побелее снегу белаго,
посветляя Краснова солнышка».
Re: Народные приметы
7 - Июня ИВАН -
МЕДВЯНЫЕ РОСЫ
С этого дня появляются худые, вредные росы, иначе называемые медвяными,
— сладкие выделения тлей и червей, питающихся соками растений. «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да
больно выедает». Но сильная роса в этот день — предвестник
хорошего урожая. Заболит ли скотина, крестьяне говорят: «Верно,
напали на медяную росу». Заблекнут ли на сухом дереве листья,
считают, что завелась медяная роса. Заболеет
ли ребенок, думают, что он бегал по медяной росе. От медяной росы избавить может
только хороший знахарь.
Выпала медовая
роса — моровая на скотину пошла.
Медовая
(сладкая) роса — к падежу на скот.
С падежом скота
на Руси умели бороться. И вот какаими способами:
8 мор «вытирают» из дерева огонь и раздают на всю деревню.
Если через
костры, зажженные от такого огня, прогнать скотину, мор
остановится.
Если в полночь украсть заставку с водяной мельницы и зарыть в
воротах
своего дома, то падеж скота не дойдет до него.
От падежа павшую скотину надо закопать под воротами вверх
ногами.
В этот день замечают рябину. Если на ней бывает много
цветов, то будет хороший урожай овса. Если пчелы роем гудят на
цветущей рябине — следующий день будет ясным. Поздний расцвет
рябины — к долгой осени.
Травы и коренья
(лечебные) кладут под Иванову росу.
Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту
с разными
наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не
видел посадки.
Заговор на хороший рост рассады.
«Встану я, раб
Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из
дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: 'Той
еси солнце жаркое, а жги и пали
и не пожигай ты овощ и хлеб
мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву".
Будьте, мои слова, крепки и лепки».
МЕДВЯНЫЕ РОСЫ
С этого дня появляются худые, вредные росы, иначе называемые медвяными,
— сладкие выделения тлей и червей, питающихся соками растений. «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется да
больно выедает». Но сильная роса в этот день — предвестник
хорошего урожая. Заболит ли скотина, крестьяне говорят: «Верно,
напали на медяную росу». Заблекнут ли на сухом дереве листья,
считают, что завелась медяная роса. Заболеет
ли ребенок, думают, что он бегал по медяной росе. От медяной росы избавить может
только хороший знахарь.
Выпала медовая
роса — моровая на скотину пошла.
Медовая
(сладкая) роса — к падежу на скот.
С падежом скота
на Руси умели бороться. И вот какаими способами:
8 мор «вытирают» из дерева огонь и раздают на всю деревню.
Если через
костры, зажженные от такого огня, прогнать скотину, мор
остановится.
Если в полночь украсть заставку с водяной мельницы и зарыть в
воротах
своего дома, то падеж скота не дойдет до него.
От падежа павшую скотину надо закопать под воротами вверх
ногами.
В этот день замечают рябину. Если на ней бывает много
цветов, то будет хороший урожай овса. Если пчелы роем гудят на
цветущей рябине — следующий день будет ясным. Поздний расцвет
рябины — к долгой осени.
Травы и коренья
(лечебные) кладут под Иванову росу.
Обыкновенно в день памяти Иоанна Предтечи сажают капусту
с разными
наговорами и особенного рода предосторожностями, чтобы никто не
видел посадки.
Заговор на хороший рост рассады.
«Встану я, раб
Божий (имярек), благословясь, пойду помолясь из избы в двери, из
дверей в вороты, в чистое поле, прямо на восток, и скажу: 'Той
еси солнце жаркое, а жги и пали
и не пожигай ты овощ и хлеб
мой (имярек), а жги и пали куколь и полынь-траву".
Будьте, мои слова, крепки и лепки».
Re: Народные приметы
8 - Июня ИВАНОВ ДЕНЬ, АЛФЕЙ ГЛИННИК, ЗЕМЛЯ-КЩЕСНИЦА
В некоторых районах России именно 8 июня именовали Иваном —
Медвяные росы.
В этот день, чтобы избыть неприятный запах из домашней посуды
выставляли горшки да плошки под цветущие кусты шиповника.
В начале июня приглашали в дом
печника, что тот осмотрел да подправил печь. После окончания работы мастера угощают
специально испеченным для него караваем, один
кусочек которого обязательно кладут за печку
— для домового, которого побеспокоил печник.
Печники на Руси пользовались дурной славой. Если хозяин был с
ними груб или неприветлив или кормил плохо, то могли они сыграть
с ним злую шутку. Например, вмазать в трубу пустые бутылки по
самое горлышко. Как только затопят такую печь, как будто
кто-то начинает свистеть в доме. Поэтому печников всячески старались
ублажить — чтобы горя себя не нажить.
В некоторых районах России именно 8 июня именовали Иваном —
Медвяные росы.
В этот день, чтобы избыть неприятный запах из домашней посуды
выставляли горшки да плошки под цветущие кусты шиповника.
В начале июня приглашали в дом
печника, что тот осмотрел да подправил печь. После окончания работы мастера угощают
специально испеченным для него караваем, один
кусочек которого обязательно кладут за печку
— для домового, которого побеспокоил печник.
Печники на Руси пользовались дурной славой. Если хозяин был с
ними груб или неприветлив или кормил плохо, то могли они сыграть
с ним злую шутку. Например, вмазать в трубу пустые бутылки по
самое горлышко. Как только затопят такую печь, как будто
кто-то начинает свистеть в доме. Поэтому печников всячески старались
ублажить — чтобы горя себя не нажить.
Re: Народные приметы
9 - Июня ФЕДОРИН ДЕНЬ
Федора — на язык колючая. В народе считали, что в этот день лучше
не болтать бабам друг с другом, чтобы не
накликать беды и чтобы вся деревня не узнала о том, что творится в избе.
Ссор в этот день не начинали, потому что Федора за углом норовит
узнать о худом. «На Федору — не выноси из избы сору!»
В этот день не метут избы, чтобы не быть худу, потому что
домовой на Федору забирается под веник. Неосторожная хозяйка может вымести
«хозяина» с сором, а без домового, как известно, дом долго не простоит.
Люди, связанные с торговлей,
ставили в этот день для своего домового за печку горшочек
каши и бросали несколько монеток в надежде, что это
принесет им прибыль.
Федора — на язык колючая. В народе считали, что в этот день лучше
не болтать бабам друг с другом, чтобы не
накликать беды и чтобы вся деревня не узнала о том, что творится в избе.
Ссор в этот день не начинали, потому что Федора за углом норовит
узнать о худом. «На Федору — не выноси из избы сору!»
В этот день не метут избы, чтобы не быть худу, потому что
домовой на Федору забирается под веник. Неосторожная хозяйка может вымести
«хозяина» с сором, а без домового, как известно, дом долго не простоит.
Люди, связанные с торговлей,
ставили в этот день для своего домового за печку горшочек
каши и бросали несколько монеток в надежде, что это
принесет им прибыль.
Re: Народные приметы
10 - Июня
ЕВТИХИЙ ТИХИЙ, НИКИТА ГУСЯТНИК,
палудницы
Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его
попросту и называют
Гусятником. По народному представлению, Никита охраняет
преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов,
ястребов и других
хищных птиц.
Этот день называли Полудницами. Полудницы — особые духи,
внешне
похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб. Они
летали
кругами над полем в жаркие дни. Соблазняли они мужиков, прилегших
на меже в поле, зависнув над ними. Надо тут зажмуриться и
сказать: «Господи, спаси меня от соблазна».
В народе считали, что полудница хотели в этот день измучить
мужиков, лишить их
мужской силы, чтобы их женам «не досталось».
Говорили бабы: «Не измучила бы мужика полудница, во ржи б не
закатала».
Но нельзя было и сердить полудниц, надо было тихо молитвы возносить.
А то осерчает проказница — не оросит хлебной нивы, и колос туготы
не наберет. Но если бывал мужик силен по «мужской части», то
прогоняли такого специально в поле, приговаривая: «Ничего, с
него не убудет».
В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы
крепость у колоса обрести. Считалось, что
родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку.
Заговор от плотской немощи.
«Встану яз, раб Божий (имярек) благо-словясь и пойду
перекрестясь в чистое поле под красное солнце, под млад светел месяц,
под частыя звезды, мимо Болотовы кости могила. Как Болотовы
кости ни топнуть, не гнутся, не ломятся, так бы у меня, раба
Божия (имярек), фирс
не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против
памятныя кости. И возьму яз, раб Божий (имярек), свой черленой
вяз и пойду я в чистое поле,
ажио идет в чистом поле встречу бык третьяк, заломя
голову, смотрится на небесную высоту, на луну и на колесницу. И
подойду яз, раб Божий (имярек) с своим черленым вязом и ударю
яз быка третьяка по
рогу своим черленым вязом, и как тот рог ни гнется, ни ломится
от моего вязу, так бы
и у меня, раба Божия (имярек), фирс не гнулся, не ломился
против женския плоти и хоти и против памятныя кости отныне и до
веку».
А еще примечали: если этот день тихий — жди хорошего урожай.
ЕВТИХИЙ ТИХИЙ, НИКИТА ГУСЯТНИК,
палудницы
Никита в народе почитается стражем гусей, отчего его
попросту и называют
Гусятником. По народному представлению, Никита охраняет
преимущественно маленьких гусей, не допуская к ним орлов,
ястребов и других
хищных птиц.
Этот день называли Полудницами. Полудницы — особые духи,
внешне
похожие на обычных земных женщин или, вернее, статных баб. Они
летали
кругами над полем в жаркие дни. Соблазняли они мужиков, прилегших
на меже в поле, зависнув над ними. Надо тут зажмуриться и
сказать: «Господи, спаси меня от соблазна».
В народе считали, что полудница хотели в этот день измучить
мужиков, лишить их
мужской силы, чтобы их женам «не досталось».
Говорили бабы: «Не измучила бы мужика полудница, во ржи б не
закатала».
Но нельзя было и сердить полудниц, надо было тихо молитвы возносить.
А то осерчает проказница — не оросит хлебной нивы, и колос туготы
не наберет. Но если бывал мужик силен по «мужской части», то
прогоняли такого специально в поле, приговаривая: «Ничего, с
него не убудет».
В этот день беременных тоже посылали в поле — чтобы
крепость у колоса обрести. Считалось, что
родить на хлебной ниве, в поле — к легким родам, к здоровому ребенку.
Заговор от плотской немощи.
«Встану яз, раб Божий (имярек) благо-словясь и пойду
перекрестясь в чистое поле под красное солнце, под млад светел месяц,
под частыя звезды, мимо Болотовы кости могила. Как Болотовы
кости ни топнуть, не гнутся, не ломятся, так бы у меня, раба
Божия (имярек), фирс
не гнулся, не ломился против женския плоти и хоти и против
памятныя кости. И возьму яз, раб Божий (имярек), свой черленой
вяз и пойду я в чистое поле,
ажио идет в чистом поле встречу бык третьяк, заломя
голову, смотрится на небесную высоту, на луну и на колесницу. И
подойду яз, раб Божий (имярек) с своим черленым вязом и ударю
яз быка третьяка по
рогу своим черленым вязом, и как тот рог ни гнется, ни ломится
от моего вязу, так бы
и у меня, раба Божия (имярек), фирс не гнулся, не ломился
против женския плоти и хоти и против памятныя кости отныне и до
веку».
А еще примечали: если этот день тихий — жди хорошего урожай.
Re: Народные приметы
14 - Июня УСТИН, БРУСНИЧНЫЕ ГУБЫ
Замечают восход солнца. Если солнце восходит на чистом
небе, ясно освещает поля, то будет хороший налив ржи. По
дождливому и мрачному дню угадывают о добром урожае льна и конопли.
Красное утро на Устина — красный налив ржи.
Красное утро на Устина — рожь красно открасуется.
Мужик Устин между маем и июнем перегораживает.
Пасмурное утро на Устина — к урожаю яри.
Если немил был возлюбленный девушке (или
наоборот), то в этот день
надо было сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и
следом нелюбимого тобой человека.
В этот день запрещалось городить огород, иначе случится пожар.
Говорили: «На Устина не городи тына».
Замечают восход солнца. Если солнце восходит на чистом
небе, ясно освещает поля, то будет хороший налив ржи. По
дождливому и мрачному дню угадывают о добром урожае льна и конопли.
Красное утро на Устина — красный налив ржи.
Красное утро на Устина — рожь красно открасуется.
Мужик Устин между маем и июнем перегораживает.
Пасмурное утро на Устина — к урожаю яри.
Если немил был возлюбленный девушке (или
наоборот), то в этот день
надо было сорвать ветку ивы и воткнуть ее между своим следом и
следом нелюбимого тобой человека.
В этот день запрещалось городить огород, иначе случится пожар.
Говорили: «На Устина не городи тына».
Re: Народные приметы
15 - Июня ВЬЮН ЗЕЛЕНЫЙ
В эти дни, не смотря на занятость в работах на поле и огороде,
молодежь
по вечерам собиралась на игрища, водила хороводы. Песни пели.
Вьюнец принадлежит к старым русским обрядам. Этот обряд, не вполне
понятный, упоминается в «Стоглаве». Остатки этого обряда
состояли в
хождении по улице — с вьюнитством — в пении обрядных песен в
честь новобрачных.
Вьюнец справляли в одних местах в субботу на Святой неделе,
в других
в Фомино воскресенье.
В Нижегородской губернии Вьюнец справляли в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбирались с
рассветом за околицею, а потом толпой ходили по улицам.
Подходя к дому, они пели песни. Молодые угощали взрослых вином,
а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупалось вино и
прянии.
Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились на кулачки и боролись
один на один.
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ.
Вьюн.
Поется песня:
На горе-то
вьюны вьются,
Извиваются;
Под горой-то паны бьются,
Убиваются.
Паны, бейтесь, не убейтесь,
Не убейтеся,
На меня, красну девицу,
Не надейтеся.
Еще я, красна девица,
Я замуж пойду.
Мне поглянется замужье,
Буду жить, да быть,
Буду служити.
Не поглянется замужье,
Я назад уйду
К родному батюшке.
Песня поется сначала. Красна девица опять собирается замуж; но
теперь
она говорит:
Не поглянется замужье, Я назад уйду—
К родной матушке.
В эти дни, не смотря на занятость в работах на поле и огороде,
молодежь
по вечерам собиралась на игрища, водила хороводы. Песни пели.
Вьюнец принадлежит к старым русским обрядам. Этот обряд, не вполне
понятный, упоминается в «Стоглаве». Остатки этого обряда
состояли в
хождении по улице — с вьюнитством — в пении обрядных песен в
честь новобрачных.
Вьюнец справляли в одних местах в субботу на Святой неделе,
в других
в Фомино воскресенье.
В Нижегородской губернии Вьюнец справляли в субботу на Святой неделе. Там поселяне сбирались с
рассветом за околицею, а потом толпой ходили по улицам.
Подходя к дому, они пели песни. Молодые угощали взрослых вином,
а детей оделяют деньгами. Вечером на эти деньги покупалось вино и
прянии.
Девицы разыгрывали хороводы, а молодцы бились на кулачки и боролись
один на один.
ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ.
Вьюн.
Поется песня:
На горе-то
вьюны вьются,
Извиваются;
Под горой-то паны бьются,
Убиваются.
Паны, бейтесь, не убейтесь,
Не убейтеся,
На меня, красну девицу,
Не надейтеся.
Еще я, красна девица,
Я замуж пойду.
Мне поглянется замужье,
Буду жить, да быть,
Буду служити.
Не поглянется замужье,
Я назад уйду
К родному батюшке.
Песня поется сначала. Красна девица опять собирается замуж; но
теперь
она говорит:
Не поглянется замужье, Я назад уйду—
К родной матушке.
Re: Народные приметы
16 - Июня ЛУКЬЯН ВЕТРЯК
В этот день примечали направление ветра. Ветер южный приносит с
собой скорый рост яровым хлебам; ветер северо-западный
предвещает сырую погоду и приносит болезни; ветер восточный
всегда приносит наносные болезни, а северо-восточный
ветер — беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи.
Если случится на Лукьяна гроза — сенокос плохим будет.
Весь день идет дождь — к урожаю грибов. Говорили: «Был бы
дождик, будут и грибки».
Пред дождем: человеку спать хочется, собака катается по земле,
лошадь фыркает, куры и воробьи в пыли купаются.
В этот день примечали направление ветра. Ветер южный приносит с
собой скорый рост яровым хлебам; ветер северо-западный
предвещает сырую погоду и приносит болезни; ветер восточный
всегда приносит наносные болезни, а северо-восточный
ветер — беспрерывные дожди, вредные при наливании ржи.
Если случится на Лукьяна гроза — сенокос плохим будет.
Весь день идет дождь — к урожаю грибов. Говорили: «Был бы
дождик, будут и грибки».
Пред дождем: человеку спать хочется, собака катается по земле,
лошадь фыркает, куры и воробьи в пыли купаются.
Re: Народные приметы
17 - Июня МИТРОФАН НАВОЗНИК
Окликают на Митрофана ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.
В этот день обязательно надо подкормить землю, чтобы урожай был
хороший. Говорили: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от
земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один
раз, а помнить будут девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».
Ветер на Митрофана подует с гнилого угла — жди ненастья.
С Митрофана сей гречу. День тем силен, что вытягивает лен.
В это время особое внимание на огородах уделяют садовой землянике —
клубнике.
Окликают на Митрофана ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.
В этот день обязательно надо подкормить землю, чтобы урожай был
хороший. Говорили: «Без навоза-батюшки не жди хлеба от
земли-матушки», «Добрая земля навоз примет один
раз, а помнить будут девять лет», «Обманешь поле один раз, а оно тебя — десять».
Ветер на Митрофана подует с гнилого угла — жди ненастья.
С Митрофана сей гречу. День тем силен, что вытягивает лен.
В это время особое внимание на огородах уделяют садовой землянике —
клубнике.
Re: Народные приметы
20 - Июня ФЕДОТ СТРАЖ
В этот день можно было смело в прудах да реках купаться,
никаких русалок
не бояться, если помолиться святому Федоту. Федот, по повериям
русского народа, в этот день
сидел у воды с острым серпом, если видел русалку,
то сразу серпом ей волосы обрезал. А в волосах у русалок вся
сила колдовская была, потому и боялись они Федота.
В этот день можно было смело в прудах да реках купаться,
никаких русалок
не бояться, если помолиться святому Федоту. Федот, по повериям
русского народа, в этот день
сидел у воды с острым серпом, если видел русалку,
то сразу серпом ей волосы обрезал. А в волосах у русалок вся
сила колдовская была, потому и боялись они Федота.
Re: Народные приметы
21 - Июня
ФЕДОР ЛЕТНИЙ, ФЕДОР КОЛОДЕЗНИК, НАВОЗНИЦА
Стратилатовы росы
почитались за вещие. Если утренниками появляются большие росы, хотя бы
лето было и сухое, урожай льна и конопли будет хороший.
Колодезники,
особенный «класс» народа на Руси, истоки искусства которых — в Вологодской и Пермской
губерниях, считали этот день важным в своих работах. С вечера
под этот день они клали сковороды на места, назначенные для колодцев. На другое утро при солнечном
восходе они снимали их и, по отпотевшей сковороде, делали выводы:
сковорода, покрытая
водяными струями, указывала на обильные водяные жилы; сковорода,
слегка отпотевшая, обещала маловодный колодезь; сковорода,
совершенно сухая, ничего не обещала хорошего.
Часто место для
колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится,
там и надо было копать колодец.
Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами.
В некоторых местах она пользовалась почти таким же почетом, как и
святая, и иногда почиталась наравне с крещенской.
«Святые ключи» существуют в очень многих местностях.
По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода
через эти места святых,
которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие
ключи находятся
где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы. На
ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко
заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на
дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу
за его целительную
силу. Некоторые из этих ключей обладают удивительными свойствами.
Вода, взятая из
7 различных колодезей, обладает особым целебным
свойством. Ее хорошее
действие при цинге усиливается тем, что ею предварительно
обмывается заслонка из печи, на нее ставится больной и обливается
той же водой.
Федот-Стратилат грозами богат. Гром и молния,
появляющиеся с этого
дня, предвещают худую уборку сена. Если во время грозы слышатся
громкие раскаты грома, жди долгого ненастья.
На Федоров день навозница — вывозят навоз на паровой клин.
ФЕДОР ЛЕТНИЙ, ФЕДОР КОЛОДЕЗНИК, НАВОЗНИЦА
Стратилатовы росы
почитались за вещие. Если утренниками появляются большие росы, хотя бы
лето было и сухое, урожай льна и конопли будет хороший.
Колодезники,
особенный «класс» народа на Руси, истоки искусства которых — в Вологодской и Пермской
губерниях, считали этот день важным в своих работах. С вечера
под этот день они клали сковороды на места, назначенные для колодцев. На другое утро при солнечном
восходе они снимали их и, по отпотевшей сковороде, делали выводы:
сковорода, покрытая
водяными струями, указывала на обильные водяные жилы; сковорода,
слегка отпотевшая, обещала маловодный колодезь; сковорода,
совершенно сухая, ничего не обещала хорошего.
Часто место для
колодца определяли по туманам: где на заре туман первым ложится,
там и надо было копать колодец.
Колодезная вода на Руси всегда наделялась целебными свойствами.
В некоторых местах она пользовалась почти таким же почетом, как и
святая, и иногда почиталась наравне с крещенской.
«Святые ключи» существуют в очень многих местностях.
По преданию, некоторые из них «открылись» во время перехода
через эти места святых,
которые тут отдыхали и пожелали напиться. Обыкновенно такие
ключи находятся
где-нибудь в леску, окружены елями и соснами, а иногда обсажены кустиками вербы. На
ветвях деревьев, вблизи них, можно нередко
заметить навешанные тряпочки и ленточки, пояски и крестики, а на
дне ключа мелкие серебряные монеты: это — дань от больных ключу
за его целительную
силу. Некоторые из этих ключей обладают удивительными свойствами.
Вода, взятая из
7 различных колодезей, обладает особым целебным
свойством. Ее хорошее
действие при цинге усиливается тем, что ею предварительно
обмывается заслонка из печи, на нее ставится больной и обливается
той же водой.
Федот-Стратилат грозами богат. Гром и молния,
появляющиеся с этого
дня, предвещают худую уборку сена. Если во время грозы слышатся
громкие раскаты грома, жди долгого ненастья.
На Федоров день навозница — вывозят навоз на паровой клин.
Re: Народные приметы
22 - Июня
КИРИЛЛИН ДЕНЬ, МАРФА РАССАДНИЦА
На Кириллу конец весны, почин лету. У Кирилла — от
земли сила На Кирилла отдает земля солнышку силу.
В этот день сажали позднюю
рассаду. Самый длинный
день, самая короткая ночь.
Поспевает земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто
ни пройдет, всяк поклон отдает», — говорится об этой ягоде в
русской загадке. О
происхождении земляники русский народ сложил легенду, в которой
рассказывается о том, что в прежние времена земляника не
имела ягод. И когда Иисус
Христос, будучи еще ребенком, гулял в лесу, земляника очень
испугалась и
опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа — ведь нет
ничего, что она могла бы отдать Ему, — хотя бы вкусной ягодки.
Спаситель услышал мольбы маленького растения, наклонился
к нему и поцеловал. И тотчас
на месте поцелуя появилась и стала расти ягодка. И с тех пор
земляничники радуют людей и даруют им наслаждение.
КИРИЛЛИН ДЕНЬ, МАРФА РАССАДНИЦА
На Кириллу конец весны, почин лету. У Кирилла — от
земли сила На Кирилла отдает земля солнышку силу.
В этот день сажали позднюю
рассаду. Самый длинный
день, самая короткая ночь.
Поспевает земляника. «Сидит Егорка в красной ермолке, кто
ни пройдет, всяк поклон отдает», — говорится об этой ягоде в
русской загадке. О
происхождении земляники русский народ сложил легенду, в которой
рассказывается о том, что в прежние времена земляника не
имела ягод. И когда Иисус
Христос, будучи еще ребенком, гулял в лесу, земляника очень
испугалась и
опечалилась, что ничем не сможет порадовать Господа — ведь нет
ничего, что она могла бы отдать Ему, — хотя бы вкусной ягодки.
Спаситель услышал мольбы маленького растения, наклонился
к нему и поцеловал. И тотчас
на месте поцелуя появилась и стала расти ягодка. И с тех пор
земляничники радуют людей и даруют им наслаждение.
Страница 11 из 13 • 1, 2, 3 ... 10, 11, 12, 13
Страница 11 из 13
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Вт Июл 11, 2017 11:44 am автор Штурман
» Продам сальники, ремкомплекты рулевых реек
Вт Янв 31, 2017 7:14 pm автор skameykin22
» Тюменские новости
Ср Сен 07, 2016 5:47 pm автор Штурман
» Сводка МЧС
Вт Авг 09, 2016 2:01 pm автор Штурман
» Mercury 15 m продам
Вс Апр 26, 2015 4:32 pm автор Aleksandy
» Причуды погоды
Пт Фев 13, 2015 3:27 pm автор Штурман
» Новости ГИМС
Вт Янв 27, 2015 3:41 pm автор Штурман
» Общество, политика, экономика, криминал...
Вт Фев 11, 2014 9:00 pm автор Штурман
» Все Новости и Слухи
Вс Фев 09, 2014 1:45 pm автор Штурман